В данной статье пойдет речь об отличиях между реальными и виртуальными магазинами
и процессом совершения покупок с точки зрения покупателя. Торговля через Интернет существенно отличается от
привычного торгового процесса. Различия касаются не только процесса продаж, а также процессов, предшествующих
и следующих после него - привлечение посетителей, способы улучшения потребительской привлекательности своего
товара, способы воздействия на решение о покупке и обратная связь с магазином.
Наша страна широко познакомилась с Интернетом и стала ее постоянным пользователем в середине девяностых годов
прошлого века. За эти 15 лет глобальная сеть прочно вошла в нашу жизнь. Большинство россиян являются активными
пользователями сети Интернет.
С развитием сети Интернет, стали появляться всевозможные способы ее использования, начиная от автоматизации
бизнес-процессов, до сетевых компьютерных игр, объединяющих тысячи и даже миллионы людей со всего света.
Интернет-магазины стали появляться относительно недавно, но благодаря своим преимуществам, их количество и
объем продаж ежегодно растет. Особенно ощутимо выросли продажи через Интернет после начала мирового финансового
кризиса, который больно ударил потребителя по карману и заставил искать альтернативные способы покупок с целью
экономии. До недавнего времени сектор интернет-торговли в нашей стране развивался не так динамично, как в
западных странах. Этому мешала слабо развитая в России система электронных платежей, а также привычка
потребителей к традиционному виду совершения покупок. Время течет, развитие не стоит на месте. Сегодня система
электронных платежей уже достаточно развита для того, чтобы можно было ей полностью доверять свои деньги.
Различные интернет-магазины предлагают следующие виды оплаты: наличными при доставке курьером, банковский
перевод, система платежей PayPal, Webmoney и др.
На сегодняшний день рынок товаров, предлагаемых через интернет-магазины, огромен и при желании можно найти и
купить любую вещь - от иголки до автомобилей. Наибольшей популярностью у посетителей интернет-магазинов
пользуются товары, не вызывающие сомнений в своих потребительских качествах и не подлежащие примерке и
гарантийному обслуживанию - книги, аудио и видео продукция, CD, DVD. Наименьшим спросом пользуются ювелирные
украшения, косметика, парфюмерия, автомобили, дорогостоящая техника, скоропортящиеся продукты.
Готовы ли Вы перейти к альтернативному виртуальному рынку? Предлагаем ознакомиться с основными преимуществами
и недостатками онлайн-магазинов.
Недостатки
Итак, основным недостатком онлайн-магазинов является отсутствие реальных точек, а значит и продавцов-консультантов
в привычном их видении. В целях возмещения этого недостатка, уважающие себя владельцы интернет-магазинов,
консультируют своих покупателей с помощью альтернативных средств общения - ICQ, Jabber, электронная почта,
телефон.
Многие потребители не решаются прибегать к виртуальным покупкам из-за несовершенной системы доставки. В связи с
этим, советуем обращать внимание на службу доставки интернет-магазинов, время ее работы и индивидуальный подход ко
времени и месту доставки товара. Стоит согласиться, что ожидание оплаченного товара является существенным
недостатком электронной торговли. Чаще всего время доставки обратно пропорционально цене товара - чем ниже цена,
тем продолжительнее может оказаться ожидание доставки.
Несмотря на то, что большинство пользователей Рунета (около 76%) уже в целом позитивно относятся к совершению
покупок через Интернет, сохраняется недоверие к виртуальным магазинам. В большинстве случаев, с недоверием к
онлайн-покупкам относятся те, кто ни разу не совершал подобные покупки и им трудно представить, как можно купить
товар, предварительно его не пощупав и не примерив. Для многих пользователей, электронные магазины являются
экзотикой и необходимо некоторое время и, возможно, положительный опыт знакомых, чтобы новый процесс покупок стал
обычным делом. Следующей причиной недоверия может являться отсутствие гарантий, согласно которым интернет-магазин
не обманет покупателя, а вышлет заказанный и оплаченный товар и что он будет соответствовать картинке и указанным
характеристикам. В связи с этим, рекомендуем обращать особое внимание на предоставление интернет-магазином
подробной информацией о себе, своих сотрудниках, способах оплаты, гарантиях, доставке и возврате
недоброкачественного товара.
К числу серьезных недостатков можно также причислить и отсутствие примерочной при покупке одежды или обуви. В
данной ситуации на помощь могут прийти таблицы размеров, размещаемые в интернет-магазинах и точные сведения о
размерах собственного тела.
Достоинства
Ключевым достоинством виртуальных магазинов - низкая стоимость товаров, которая
достигается благодаря отсутствию аренды, заработной платы продавцам, охранникам, прочим сотрудникам и связанными с
этим налоговыми отчислениями. Таким образом стоимость товаров можно значительно снизить.
Следующим, не менее важным достоинством является возможность посещения различных интернет-магазинов, не выходя из
дома. При этом потребитель экономит не только время, но и деньги на проезд. Согласитесь, быстрее и легче посетить
несколько интернет-магазинов, чем обычных. Данное достоинство становится еще более значимым, если у потребителя
мало свободного времени для похода по магазинам.
Также занятым людям будет интересно узнать, что интернет-магазины, в отличие от обычных, работают круглосуточно,
без перерыва на обед и без выходных. Таким образом, совершить покупку можно в любое время суток и в любом месте - в
рабочее время с работы, поздно вечером после напряженного трудового дня или бессонной ночью.
Отсутствие тактильного изучения и примерки потребителем товара компенсируется подробной информацией о товаре. Кроме
того, на товары, реализуемые в интернет-магазинах, покупатели оставляют отзывы, по которым можно судить о качестве
приглянувшегося товара или даже о самом магазине. Также можно ознакомиться с написанными статьями о товарах или
производителях, что дополнительно информирует покупателей о качестве товара и серьезности подхода владельцев сайта
к взаимоотношению с посетителями.
Широкий ассортимент является отличительной чертой виртуальных магазинов и достигается благодаря отсутствию
ограничений площади торгового зала или склада. Наличие быстрого поиска нужного товара среди всего представленного
многообразия делает достоинство широкого ассортимента поистине бесценным.
Выбор товара в интернет-магазине является абсолютно независимым от продавцов-консультантов, которые под любыми
предлогами пытаются продать наиболее дорогой или попросту залежавшийся на складе товар.
Интернет-магазины лишены очередей, что положительно сказывается на нервной системе покупателей, а доставка до места
назначения в нужное время, стоимость которой незначительна или уже заложена в цене товара, обрадует любого.